տուն Uncategorized Самые кассовые детективные романы мира

Самые кассовые детективные романы мира

81
0

15 сентября, 124 года назад, в Англии родилась девочка, которую назвали Агата Мэри Кларисса Маллоуэн. Спустя 30 лет Агата, взяв фамилию мужа (первого, но не последнего) — Кристи, сочинила свой первый роман. Именно детективы Агаты Кристи — вернее, один из них, «10 негритят» — поставили рекорд по продажам в истории жанра.

Агата Кристи, «10 негритят»

Тираж — 100 миллионов

Агата Кристи, «10 негритят»

Главный персонаж, созданный Кристи, — это, конечно же, Пуаро. Однако лучшие детективы Агаты Кристи включают в себя не только приключения бельгийского сыщика, но ряд других бестселлеров. Больше всего денег писательница и ее наследники заработали на десяти незнакомых друг с другом гостей загадочного острова, попавших в неприятный переплет. Речь, конечно же, о «10 негритятах», лучшем сочинении Кристи, по ее собственному мнению. За 75 лет, прошедших с момента выхода романа, книга разошлась тиражом в 100 миллионов экземпляров. А ведь еще была пьеса, написанная самим автором, причем с другим, оптимистичным (если такое слово уместно в истории про убийства) финалом, были многочисленные киносценарии, с которых наследникам также накапало немало отчислений. Не обошлось без скандала, точнее, курьеза, связанного с названием. Понятно, что придумывая имя книжке, Кристи не хотела никого обидеть, но выпуск «10 негритят» в Америке уперся в политкорректность. Испугавшись неприятностей, издатели переименовали роман в «И никого не стало» — с тех пор в большинстве стран «Негритята» выходят под этой вывеской. Одно из редких исключений — СССР, где оригинальный заголовок, несмотря на дружбу народов, никого не смущал. Отличный фильм-экранизация, снятый Станиславом Говорухиным в 1987 году, тоже назывался «10 негритят». В конце концов, это всего лишь безобидная считалка. «Четыре негритенка пошли купаться в море. Один был съеден рыбой, и их осталось трое».

Дэн Браун, «Код Да Винчи»

Тираж — 82 миллиона

Дэн Браун, «Код да Винчи»

В 2003 году архиепископ генуэзский Тарчизио Бертоне зашел в магазин, торгующий католическими книгами, и наткнулся на роман Брауна. Чем был сильно возмущен. Бертоне поддержали старшие товарищи, дело дошло до того, что Ватикан на полном серьезе взялся дискутировать с книгой, опровергая ее содержание. Во главе дискуссионной бригады встал — по наказу Ватикана — неугомонный архиепископ генуэзский, объявивший «Код Да Винчи» подрывной акцией, «басней», искажением фактов, «памфлетом» и так далее. Было бы странно, если бы церкви понравилась идея о том, что Иисус был женат на Марии Магдалине и у них был ребенок. Но еще более странно относиться к такой книжке серьезно. «Это всего лишь роман», — отвечал на претензии сам автор. Возможно, священников напрягала популярность книги, в первые годы после выхода разлетавшейся как горячие пирожки. Сотни туристов шастали по Риму, держа вместо путеводителей томики «Кода Да Винчи», однако мир не перевернулся, и папский престол остался на месте. Зато Браун заработал $260 миллионов.

Умберто Эко, «Имя Розы»

Тираж — 50 миллионов

Умберто Эко, «Имя Розы»

«Я написал этот роман, потому что мне просто захотелось. Этого достаточно», — вспоминал Эко, добавляя, что ему «просто хотелось убить монаха». В примечаниях и комментариях к книге-фактов, эрудиции и заведомой путаницы не меньше, чем в самом «Имени». Но в мире много любителей разгадывать головоломки. Сколько их точно, неизвестно, но 50 миллионов из них купили первое сочинение почтенного профессора Миланского университета. Книге в следующем году стукнет 35 лет, но поток желающих тратить время на отгадывание ребусов, заложенных Эко, не иссякает. Тем, кто не хочет переутомляться, а нуждается просто в детективе без умничаний, стоит посмотреть одноименный фильм с Шоном Коннери и юным Кристианом Слейтером. Сам Эко отнесся к экранизации с презрением, сочтя ее попсой, но при всем уважении к писателю, — кино отличное. С «Имени Розы» началась мода на исторические детективы, и мода эта оказалась живучей (привет Дэну Брауну и Борису Акунину).

 

Дэн Браун, «Ангелы и Демоны»

Тираж — 39 миллионов

Дэн Браун, «Ангелы и Демоны»

Преподаватель английского и испанского, неудавшийся рок-музыкант и фанат всяких конспирологических штук, Дэн Браун выпустил «Ангелов и Демонов» за несколько лет до «Кода да Винчи». В «Ангелах» действует все тот же профессор Лэнгдон, и в целом книжка не хуже «Кода». Но не видать автору почти 40 миллионов тиража, если бы не успех «Кода да Винчи». Лишь когда мир окончательно чокнулся на тайнах Ватикана, продажи прежде мирно пылившихся предыдущих романов Брауна, в том числе и «Ангелов и Демонов», побежали вверх. Книжка известна диким количеством исторических ошибок и неточностей, на которые злорадно и без устали указывают все кому не лень. Критики не понимают главного: Брауну плевать, и он совершенно в том прав. Его работа — развлекать, а не заниматься образованием. Все эти кардиналы, похороненные заживо, анаграммы, похищения кандидатов в Папы, иллюминаты и пути посвященных — не более чем сказки для тех, кто каждое утро едет в метро на работу.

Стиг Ларссон, «Девушка с татуировкой дракона»

Тираж — 30 миллионов

Стиг Ларссон, «Девушка с татуировкой дракона»

Первый роман трилогии «Миллениум», ставшей для нынешнего десятилетия тем же, чем был в нулевых «Код Да Винчи» — лихим культом, захватившим всех, даже самых отпетых критиков и скептиков. Скромный стокгольмский журналист Стиг Ларссон, положивший жизнь на борьбу с нацистами, скинхэдами и прочими ультрас, умудрился написать три толстенных тома в стол, не дождавшись их публикации. Книжки вышли уже после смерти Ларссона, который слишком мало спал и слишком много курил (три пачки в день — шутка ли), чтобы осилить путь пешком на седьмой этаж здания, где находилась редакция его газеты. Автор умер, и началась вакханалия.

65 миллионов — общий тираж «Миллениума». Суды между отцом писателя и его гражданской женой. Экранизация — сначала всех трех книг на родине в Швеции, затем — в Голливуде, где Дэвид Финчер снял «Девушку» с Дэниелом Крейгом и пообещал перенести на экран остальные два романа. В последние пару лет шум вокруг наследия Стига Ларссона утих, но книги по-прежнему хорошо продаются. Казалось бы, ну что там такого? Простые сюжеты, занудные описания всего и вся, многословие. А читателю нравится — уж больно хороша Лисбет Саландер.